Новый перечень нацстандартов и сводов правил призван снять препятствия на пути технологического развития строительства

20 июля 2020


Новый перечень нацстандартов и сводов правил призван снять препятствия на пути технологического развития строительства
Опубликован новый перечень национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». В связи с утверждением нового перечня с 1 августа текущего года признаются утратившими силу постановления правительства РФ №№ 1521, 1033 и 1307, а количество обязательных требований, предъявляемых к безопасности зданий и сооружений, сокращается на 30% — с 10 тысяч до 7 тысяч.

Новый перечень начал разрабатываться Минстроем России еще в 2019 году. Объявленная в России административная реформа («регуляторная гильотина») позволила ускорить этот процесс и довести его до логического завершения. Проект нового перечня готовился при активном участии представителей профессионального и экспертного сообщества и прошел процедуру межведомственного согласования в федеральных органах исполнительной власти. Дополнительное и итоговое согласование проекта документа осуществлялось в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». Подавляющее большинство экспертов, участвовавших в этой работе, поддержали новый документ.

Комментируя по просьбе «Строительной газеты» новый документ, заместитель министра строительства и ЖКХ России Дмитрий Волков отметил, что он существенно сокращает нагрузку на бизнес, позволяет снизить количество разрабатываемых СТУ, но вместе с тем позволяет в полной мере соблюсти требования «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений». По словам замминистра, структура перечня осталась прежней — в него включены 74 свода правил (СП) и 4 государственных стандарта (ГОСТ) с измененной нумерацией.

Shutterstock
Хотя общее количество документов заметно не изменилось, существенные перемены произошли в их содержании. Полностью на новые редакции заменены 29 документов из семидесяти восьми. Так, например, правила контроля и оценки прочности бетонов теперь будут регулироваться ГОСТ, разработанным в 2018 году. В новый перечень включены 28 сводов правил (СП), подготовленных с 2016-го по 2019-й год и отвечающих современным подходам при проектировании и строительстве. Среди новых СП есть правила изысканий для строительства, правила основания зданий и сооружений, основания гидротехнических сооружений, правила проектирования и строительства внутренних водопроводов и канализации, а также наружных сетей и сооружений канализации и водопровода. Станут обязательными новые своды правил «Алюминиевые конструкции», «Деревянные конструкции», «Бетонные и железобетонные конструкции» и другие.

Каждый свод правил содержит ссылки на ряд нормативных технических документов. Отмена и признание утратившими юридическую силу многих из них, а также ротация СП в перечне национальных стандартов и сводов правил в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины» позволила сократить количество обязательных требований.

В первую очередь, были исключены требования, признанные дублирующими или излишними. Вторым принципом проработки всех действующих обязательных требований стало повышение эффективности строительного комплекса России путем нормативного обеспечения внедрения современных инновационных материалов и технологий при проектировании и строительстве. Профессиональное сообщество неоднократно отмечало, что существующая система нормативно-технических документов является серьезным препятствием для этого процесса. С 1 августа 2020 года станет обязательным к применению свод правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», разработанный в 2016 году (предыдущий документ выходил в 2011 году). Заменен на более новый СП от 2016 года и устаревший свод правил «Здания жилые многоквартирные». Обновлены своды правил «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» и «Стоянки автомобилей». До сегодняшнего дня специалисты в обязательном порядке должны были соблюдать многие устаревшие требования вместо того, чтобы руководствоваться в своей работе более современными документами. Принятие нового перечня документов, применяемых в строительстве на обязательной основе, устраняет многие коллизии.

В Федеральном центре нормирования, стандартизации и технической оценки соответствия в строительстве (ФАУ «ФЦС») отметили, что с момента утверждения последней редакции перечня переработке подверглись 90% массива включенных в него сводов правил и стандартов. В новые версии документов включены нормируемые параметры и передовые технологии, актуализированные по результатам прикладных научных исследований, а также инженерные решения, перенесенные из повторяющихся специальных технических условий (СТУ), которые не были учтены в прежней редакции перечня, утвержденном постановлением № 1521. В ФАУ «ФЦС» также отметили, что в ходе актуализации Минстрой России сделал акцент на сокращении избыточных административных барьеров при безусловном сохранении требований безопасности.

В ФЦС привели несколько примеров снятия избыточных требований. Так, внесены важные изменения в такие основополагающие своды правил, как СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» и СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», они коснулись проектирования зданий школ. В результате утверждения изменения в СП 42.13330.2016 стало возможным уменьшение размеров земельных участков в расчете на одного обучающегося в образовательных организациях в условиях реконструкции и плотной городской застройки — на 40% (ранее — максимум на 20%). В целом изменения к своду правил по строительству общественных зданий и сооружений призваны оптимизировать процесс строительства и повысить вместимость общеобразовательных учреждений без ущерба для их безопасности, а также обеспечить максимальную гибкость требований по регионам. Больше свободы предоставлено также для проектирования школ в районах сложившейся застройки — теперь можно проектировать 5-этажные здания школ с учебными помещениями для 7-11 классов на верхних этажах, а зальные помещения могут располагаться на третьих этажах (раньше допускалось не выше второго). Появляются возможности для свободной ориентации учебных помещений по сторонам света и переустройства зданий школ постройки предыдущих десятилетий с различной высотой этажей.

Из СП 124.13330.2012 «СНиП 41-022003 Тепловые сети» исключен абзац, в котором говорится, что «пересечение тепловыми сетями станционных сооружений метрополитена не допускается». Реализация данного требования в сложных градостроительных условиях часто не представляется возможной или может повлечь за собой существенные финансовые затраты. Ранее участки тепловых сетей прокладывались над станционными сооружениями метрополитена и принимались эксплуатационной организацией после разработки и согласования СТУ. В новом перечне снято и существенное избыточное ограничение СП 34.13330.2012 «СНиП 2.05.02-85* Автомобильные дороги» по допустимой ширине пазов деформационных швов всех видов покрытий автомобильных дорог (не более 35 мм). А в СП 28.13330.2017 «СНиП 2.03.11-85 Защита строительных конструкций от коррозии» изменен обязательный статус нескольких приложений, которые препятствуют применению любых современных материалов и антикоррозионных покрытий, не указанных в данных приложениях. Обновленный перечень позволяет также сократить потребность в СТУ за счет перевода ряда обязательных требований СП 25.13330.2012 «СНиП 2.02.04-88 Основания и фундаменты на вечномерзлых грунтах» в состав требований добровольного применения. Из ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения» исключен пункт о том, что для зданий и сооружений класса КС-3, имеющих повышенный уровень ответственности, должны предусматриваться научно-техническое сопровождение при проектировании, изготовлении и монтаже конструкций, а также их технический мониторинг при возведении и эксплуатации. Таким образом, снята дополнительная необоснованная финансовая нагрузка на бизнес или дополнительная нагрузка на государственный бюджет.

Документы, входящие в новый перечень, позволяют также реализовать положения «Стандарта комплексного развития территорий». Становятся возможными различные варианты размещения площадок в микрорайоне и квартале, упрощение определения расстояния до наземных, подземных или открытых стоянок автомобилей. Уточнена и специфика проектирования улично-дорожной сети в малых и средних городах, назначение расстояний между объектами застройки ИЖС.

Представители профессионального сообщества считают, что сокращенный перечень позволит в полной мере соблюсти положения основополагающего технического регламента о безопасности зданий и сооружений, а наличие переходного периода смягчит процесс изменений, так как действие нового документа не будет распространяться на проекты, начатые до 1 августа 2020 года. Это избавит строительные и проектные организации от необходимости проходить повторную государственную экспертизу.

Цитата в тему:

Президент РФ Владимир Путин:

«Правительство, мне уже докладывали, перевело около трети действующих норм и правил строительной отрасли в разряд рекомендаций. Поддерживаю, но хочу сказать: такую «расчистку» обязательно нужно вести дальше»

Цитата в тему:

Президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ) Антон Глушков:

«Строительная отрасль России давно ждала административной реформы. Перечень нормативных актов, устанавливающих обязательные требования при создании объектов капитального строительства, состоит из тысяч документов. Приведение в порядок отраслевой нормативной базы, а также упразднение устаревших или дублирующих требований послужит упрощению ведения предпринимательской деятельности»

Цитата в тему:

Вице-премьер правительства РФ Марат Хуснуллин:

«При работе над сокращением административных процедур в сфере строительства мы опираемся в том числе на успешный опыт Москвы, где за последние десять лет их перечень был оптимизирован, при этом почти все процедуры были переведены в электронный вид. Сейчас мы провели большую работу уже на федеральном уровне и отменили излишние и дублирующие друг друга нормы. При этом оставшихся требований достаточно, чтобы обеспечить полную безопасность в ходе строительства и эксплуатации объектов. Хочу отметить, что нынешнее сокращение количества обязательных требований — только один из первых шагов. Мы планируем продолжить эту работу, и в дальнейшем еще больше снижать нагрузку на бизнес со стороны надзорных органов

Комментарии

Руководитель Департамента градостроительной политики Москвы Сергей Левкин:

«Технический регламент, действовавший с 2014 года, содержал более 10 тысяч отдельных требований к безопасности зданий и сооружений, и все эти годы не корректировался. Эта редакция документа уже не соответствовала новым приоритетам развития строительной отрасли, в числе которых внедрение современных материалов и технологий, учет изменений окружающей среды и прочие новации. Более того, в ней не учитывались лучшие практики конкурентных систем стандартизации Европейского союза, КНР, США, Японии. Снижение числа обязательных требований на треть позволит по ряду проектов сократить сроки строительства, а также количество разрабатываемых специальных технических условий (СТУ). В результате отрасль получит инструмент для внедрения новых технологий проектирования и строительства, то есть повысится вариативность применяемых проектных решений».

Президент Национального исследовательского московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ), д. т. н., профессор Валерий Теличенко:

«Очевидно, что строительные технологии и нормативы в строительстве должны соответствовать друг другу. Но поскольку развитие технологий и разработка новых материалов опережают нормативное сопровождение, требуется постоянная актуализация строительных норм и правил, а также ГОСТов. Считаю, что перевод части действующих российских требований в строительстве в разряд рекомендательных должен повысить ответственность за принимаемые решения и культуру применения строительных норм, способствовать их развитию».

Президент Группы «ЭТАЛОН» Геннадий Щербина:

«Любая инициатива, предполагающая уменьшение бюрократической нагрузки на отрасль и стимулирующая процессы саморегуляции в ней, является безусловным положительным сигналом. Это ускорит прохождение согласований и позволит оптимизировать сроки реализации проектов жилых комплексов и, в конечном итоге, повысит стабильность строительных компаний и снизит объем сопутствующих издержек. Таким образом, предложенная мера станет реальным и существенным подспорьем для всей индустрии. Важно подчеркнуть, что снятие части нормативных требований не отразится на качестве девелоперского продукта. Некоторые из этих требований морально устарели и являются бюрократическими анахронизмами, а не инструментами реального контроля за соблюдением ключевых параметров. В то же время современные технологии проектирования, производства строительных материалов и строительства обеспечивают высокую надежность конструкций и надлежащее качество инженерной «начинки».

Глава Комитета по градостроительной политике, строительству и промышленности строительных материалов Московской конфедерации промышленников и предпринимателей Михаил Викторов:


«Большое количество стандартов и норм, в том числе советского периода, до середины 2000-х годов были необязательными. Это приводило к различного рода нарушениям и путанице, в связи с чем пакет почти из сотни стандартов перевели в режим обязательных к исполнению. Тогда, пятнадцать лет назад, это решение было верным, оно помогло навести порядок и упорядочить работу проектировщиков. Но за прошедшие с тех пор годы изменились технологии строительства и методики работы, а значит, некоторые требования неактуальны ни для проектировщиков, ни для заказчиков, ни для самих строителей. На мой взгляд, принятое сегодня решение о пересмотре нормативов верное, однако эта работа на этом не должна заканчиваться. Жизнь не стоит на месте, меняются условия, технологии, а значит и нормативную базу надо приводить в соответствие. Важно и то, что над этим решением работали и федеральные власти, и столичные специалисты, и эксперты отрасли. В дискуссиях и профессиональных диалогах вырабатываются наиболее взвешенные решения».

Управляющий директор группы компаний «ОДСК» Денис Бавыкин:


«Решение по выведению устаревших норм из разряда обязательных станет подспорьем для строителей — и потому что в результате упрощения различных процедур согласования удастся оптимизировать сроки строительства, и потому что сократятся расходы, связанные с этими процедурами. Кроме того, эти меры положительно скажутся и на возможностях проектирования, базового этапа. Это реальная поддержка для застройщиков, так как сейчас вопросы экономии средств практически во всех отраслях актуальны, как никогда. То, что удалось поменять статус части нормативов и стандартов, не скажется на качестве строительства, потому что большинство из них потеряло свою актуальность десятки лет назад».

Генеральный директор ГК «КРАШМАШ» Виктор Казаков:

«Технологии ведения проектно-изыскательских, демонтажных и строительных работ развиваются очень быстро, в связи с чем требуется постоянное изменение регламентирующей нормативной базы. Соответственно и стандарты, регламентирующие безопасность и качество строительного процесса, требуют усовершенствования, тем более, что за их выполнением строго следят надзорные органы. При этом значительное число нормативных требований нередко выполняется не для результата, а из-за устаревших бюрократических правил, они по факту стали для большинства компаний отрасли рекомендательными. Сегодня особое внимание нужно уделить развитию информационных технологий и применению новейших программных продуктов, что позволит вывести строительную сферу в одну из лидирующих отраслей страны, сделает ее более прозрачной, а значит и открытой для инвестиций».

Источник

Вернуться к списку